Шмели летят к большим цветкам

Стихи про шмеля

Шмели летят к большим цветкам

Шмель – пушистая жужжалка,Упустить тебя мне жалко.Влез в цветок, наверно, трусишь,

Пожужжи, что не укусишь.

Уманская Т.

*****

Шмель полосатый, пушистыйСел на цветочек душистый,Лапками перебирает —

Сладкий нектар собирает.

Коваль Т.

*****

Шмель кружится над цветком –Ярко-синим сапожком.Аромат его привлёк,Шмель, жужжа, влетел в цветок.Закачался стебелёк,Шмель расправил хоботок,Пил нектар, собрал пыльцу,

Полетел затем к крыльцу.

Второва Т.

*****

Шмель покинул огородИ летит мне прямо в рот!Эх, видать, учуял шмель,

За щекою карамель!

Сибирцев В.

*****

Шмель заранее проснулся,Встpепенулся, отряхнулся…Лепестков открытие

Для шмелей событие!

Малаев А.

*****

Шмель летал весь день с утра,Утомился очень,На цветок присел слегка,И пригнул цветочек.Говорит ему цветок:«Ох, тяжелый ты какой,Поломал мне лепесток,Улетай к себе домой!»Опечалился наш шмель,Бросил недотрогу,Полетел на спелый хмель,Тот не очень строгий!А цветок, нектара полон,Так остался сам стоять,Расхотелось даже пчелам

У него нектар собрать!

*****

Шмель – хозяин огорода.У него полно работы:Утром норку прибирает,Модно одеваетсяДолго наряжается:На тоненькие ножкиОн надел сапожки,На сапожках для пыльцыПриготовлены ларцы.Ярко-желтый фрак наделНа работу полетел.

Все цветы смородиныОблетел он вроде бы,Днём – цветочки опыляет,Нектар в вёдра собирает.Ждёт шмеля его семья:Жена, дочки, сыновья.

Каждый вечер дружноВсе садятся ужинать:Самовар уже кипит,Нектар в чашечки налитА как вечер настаёт –Шмель скорее спать идётВ земляную норку,Заползает в щёлкуПод смородиновый куст,

Зелен он, красив и густ.

Дементьева И.

*****

У шмеля в цветке обед.Со шмеля пишу портрет.Это важно, это сложно,Я спешу как только можно:Поутихнет аппетит –Шмель возьмет и полетит!А летающих шмелей

Рисовать еще сложней!..

Славина М.

*****

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,Заунывно гудящий певучей струной,Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,Безмятежны и жарки последние дни,Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,Что давно опустели поля,Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Иван Бунин

*****

Это шмель гудит, взлетая,зависая и садясь,Никого не обижаяи нисколько не боясь.Он и правда симпатяга:шубка тёмная к лицу, –Первый утренний бродяга –ищет сладкую пыльцу.Облетит серёжки ивы,что кустится у реки,Разогнёт, шалун игривый,у цветочков лепестки.В вальсе ласковом качаясь,рады гостю все цветы.И природе улыбаясь,

светит солнце с высоты.

Васильченко Л.

*****

Между окнами есть щель,В щель влетел мохнатый шмель.Он присел на книжном томе —Ищет шмель полянку в доме:— Где тут травка, где цветы?

Я поклонник красоты!

Огурцова Л.

*****

Прожужжав сердито, шмельТочно выбрал свою цель:Деловито и без страхаНа цветок упал с размаха.Не теряя время даром,Начал поиски нектара:Вмиг исследовал цветокТёмный гибкий хоботок.

И пыльцы собрал немножкоНа свои с крючками ножки.В полосатый свитерокШмель одет до самых ног;Свитерок совсем не мятый,Тёплый, лёгкий и лохматый,Очень он шмелю в угоду –Согревает в непогоду.

Запустив опять жужжалку,Шмель отправился за балку:Метров двести путь на север

Где цветёт душистый клевер.

Старухин В.

*****

С первым солнцем шмель проснулся,Встpепенулся, отряхнулся…Лепестков открытие

Для шмелей событие!

*****

Где живёт крылатый шмель,Полосатый и косматый?Он гудит, спешит куда-то…Зацепил ромашку лапой,Сел в цветок, как в колыбель.

Я хотел спросить шмеля,Только мне немножко страшно,Может я боюсь напрасно,Он на вид такой опасный,Вдруг ужалит в нос меня!Где твой дом, крылатый шмель?Где ты был зимой холодной –Глубоко в земле продроглойВ норке прятался, голодный,Забивался, бедный, в щель?Шмель гудит, не отвечает,Копошится на цветке,Солнце крылья освещаетИ полоски на брюшке.На меня не обращаетон внимания вообще!Вот он улетел на ель,

Где твой дом, крылатый шмель?

Ажаева Е.

*****

Лишь деревья расцветут,Шмель большущий тут как тут.По цветкам порхает,

Брюшко набивает.

*****

На цветущий вьющий хмельСел, жужжа, мохнатый шмель.И цветочная пыльца

Так взбодрила молодца!

Алферова А.

*****

Посмотрите на шмеля,Он летает еле-еле!Весь нектар с цветков он съелДа и к улью полетел.Ненасытный он обжора!Ну а пчелы – вот умора! –Гонят дружно толстяка,Мнут мохнатые бока.Улетает шмель ленивый,

Да еще жужжит ворчливо.

Корюкин Е.

*****

На мои цветочки селПолосатый толстый шмель.Хотя вовсе и не трус,Но его я всё ж боюсь:Больно страшно он жужжит,Глянь: сестра – и та визжит.Но меня он не кусает,

Шмель цветочки опыляет.

Пронина Г.

*****

Клевер красный расцветает,Зацветает хмель,На работу вылетаетРаботяга шмель.Невзирая на погоду,Пока пчелка спит,Вылетает он за медом,На поля летит.Надо много потрудиться,Пыльца и нектар:Все зимою пригодится,

Лета щедрый дар.

*****

Рано утром нас на дачеРазбудил огромный шмель:Он жужжать над нами начал,Выбирая жалом цель.Очень гулко, словно в бочке,Раздавался грозный бас;Мы свернулись, как клубочки:Вдруг сейчас ужалит нас!Правда, мама нам сказала,Что визит его – пустяк,И шмели детишек жаломНе обидят просто так.Хоть и страшно – но проверим!Братик Миша очень смел:Встав, открыл пошире двери.

Шмель сейчас же улетел.

Кропотин А.

*****

Это кто кружится над цветкомС толстым и мохнатеньким брюшком?Громко растревожено гудит,Словно на кого-то он сердит.Это шмель. Он ищет с высоты

Самые красивые цветы.

Полякова Л.

*****

Его фигура подвела –Гораздо толще, чем пчела.Полоски — словно у осы,На брюшке — капельки росы.Смотри, он плюхнулся на хмель —Большой, мохнатый, толстый …

(Шмель)

*****

Над цветочком шмель летаетИ нектар там собираетШмель мохнатый и большой

Он к цветочку — всей душой!

Афанасьевич В.

*****

Сейчас мне случайноПопали в сачокРаботница-пчёлкаИ шмель-толстячок.Пчелу отпустил я:— За мёдом лети!А ты оставайся,Со мной посиди.Но шмель мне ответил:— Сидеть не могу,Дела меня важныеЖдут на лугу.Пчеле-то хозяинПоможет зимой,А мне кто поможет,Скажи-ка, друг мой?Не думая долго,Раскрыл я сачок.И скрылся из виду

Мой шмель-толстячок.

Долинова Е.

*****

В полосатом свитеркеШмель гуляет налегке,Нюхает цветочки.Я шмеля чуть-чуть боюсь,Я котенком притворюсь,Сяду на пенечке.Шмель росу тихонько пьет,Он ко мне не пристает —Встану без опаски.А когда приду домой,Я альбом достану мой,Кисточки и краски.Нарисую свитерок,Крылья, тонкий хоботок,Может, лапки даже.Покажу рисунок свой.«Посмотри-ка: шмель живой!» —

Мамочка мне скажет.

Васильченко Л.

*****

Жу-жу-жу, ох, жу-жу-жу!На цветочке я сижу.Очень вкусная пыльцаУлучшает цвет лица!Я мохнатый яркий шмель,Трогать ты меня не смей!Жалю всех! Я не шучу.

Жу-жу-жу, ох, проучу!

Лаврова Т.

*****

В тигровой шубке как баронШмель силится залезть в бутон.«Я вас предупреждаю,

Не трогайте, ужалю».

Сибирцев В.

*****

Там бархотка у воротЯрким солнышком растет,Нежно-желтые цветыАроматны и чисты.В сердцевинку шмель присел,Хоботком нектар поел,Над цветами он леталС удовольствием жужжал.Шмель и добрый, и мохнат,Не опасен для ребят,Брюшко бархатом блестит,Ветер в крыльях шелестит.На шмеля и на цветыЛюбовались я и ты,Отошли: зачем мешать

Мед нектарный собирать?

Бортновская Ю.

Источник: http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-shmelya/

Почему полет шмеля не подчиняется законам физики

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной.

Ты зачем залетаешь в жилье человечье,

И как будто тоскуешь со мной?»

И. А. Бунин

Приходит упоительное лето, расцветают ароматные цветочки, и все вокруг наполняется пением птиц и жужжанием насекомых. Порхают бабочки, стрекозки, трудятся над цветочные клумбами неутомимые пчелы и шмели. Шмель – уникальное создание природы. Неповоротливый, толстенький трудяга неустанно опыляет цветочки и приглашает посетить шмелиный сказочный мир, полный тайн и загадок.

Знакомство со шмелем

Шмель (земляная пчела или Bombus) относится к перепончатокрылым из семейства пчелиных. Они обитают везде (даже в прохладной Гренландии, снежной Аляске и суровой Чукотке), но вот Австралию толстые мохнатые насекомые не любят – их завезли туда недавно. В зоологическом мире 250 видов земляных пчел.

Шмель большое насекомое, его тельце с густыми черными волосками, достигает длины в 3,5-4 сантиметра. Бомбусы – существа миролюбивые и доброжелательные. Они умеют жалить, но, в отличие от пчел, кусаются неповоротливые создания редко и гораздо слабее.

Хотя при кусании земляные пчелы не оставляют жало в теле, но их яд содержит серотонин, понижающий кровяное давление. При наличии у человека аллергии, возможна сильнейшая реакция организма вплоть до анафилактического шока.

Как живет шмель. Шмели могут быть одиночками и создавать семьи. Виды насекомых, обитающих в условиях севера (где короткое одномесячное лето), обитают в гордом одиночестве. А в благодатных, теплых районах земляные пчелы успевают за летний сезон создать семью (проживет шмелиная семья ровно одно лето).

В зонах тропика некоторые виды шмелей создают многолетние семьи с огромным количеством домочадцев (до 500 особей). Бомбусы подразделяются на три группы:

  1. Королева, выводящая потомство.
  2. Рабочие шмели, следящие за строительством гнезда и сбором нектара.
  3. Трутни, оплодотворяющие самку. Трутень не умеет кусать – вместо жала у него половые железы.

У мохнатых насекомых существуют зимние подземные норы – там проживает матка. По весне шмели выстраивают гнезда. Шмелиные жилища похожи на пчелиные. Личинки шмелей (в отличие от иных представителей мира насекомых), вылупляются и обитают в одной капсуле. В остальных отсеках гнезда шмели оборудуют медовые склады.

Там же они хранят и перги (пчелиный «хлеб»), оно спасает мохнатых, черно-золотых созданий от периода непогоды. У шмелиной семьи есть иерархия и четкое распределение обязанностей. Кто-то строит гнездо, другие собирают пыльцу.

Матка за жизнь откладывает 300-400 яиц для вывода рабочих существ. Ее последний выводок состоит из новых маток, которые и остаются зимовать, чтобы по весне дать жизнь новому потомству. Старая матка умирает.

Гнездо шмеля (или бомбидарий) – овальные, неправильной формы ячейки, созданные из буроватого либо красного воска. Жилища шмели обустраивают в дуплах, между каменистыми зазорами, на земле рядом с моховыми растениями, ветками. Земляные пчелы могут занять птичьи гнезда, норы кротов или мышей.

Они не следят за состоянием гнездовья и не пользуются одной сотой дважды для выведения потомства. Новые соты строятся на старых, полуразрушенных, поэтому шмелиные гнезда выглядят неряшливо.

Шмели умеют вентилировать жилище. Они зависают у входа в гнездо и активно трепещут крылышками, прогоняя в жилье потоки свежего воздуха.

А в холода насекомые превращаются в обогреватели. Они дружно сокращают мышцы, находясь на одном месте, издавая знакомый гудящий звук. Совместное гудение обогревает воздух в гнезде и поднимает его до комфортного для насекомых режима в +30-35⁰ С.

Чем питаются. Любимая пища земляных пчел – нектар. Они собирают его с распустившихся бутонов. У мохнатых насекомых есть одна удивительная способность – при интенсивной работе грудных мышц, насекомые поднимает у себя температуру тела до +40 ⁰ С.

Благодаря такой возможности, шмели принимаются за работу над цветами ранним утром, когда воздух еще не прогрелся. Из-за этого мохнатых насекомых называют «теплокровными». Такая способность разрешает бомбусам обитать в северных районах. В отличие от обычных, земляные пчелы не создают запасов меда – он им нужен лишь для спасения от голода при ненастной погоде.

Когда появились шмели. Когда бомбус впервые увидел мир – неизвестно, хотя найденные окаменелые остатки насекомых датируются в 25-40 млн. лет. Окаменелый шмель – редчайшая находка, попасть в смолу крупному насекомому и утонуть в ней сложно. Такие находки обнаруживали в Азии.

Польза шмеля. Земляная пчела – ценнейший опылитель. Благодаря длинному хоботку, это насекомое опыляет такие растения, с которыми не справляются обычные пчелы. Человечеством создана отрасль, посвященная выведению шмелей – шмелеводство. Мохнатых насекомых искусственно разводят для опыления растительных культур с целью увеличения урожайности.

Это любопытно

Шмели-паразиты. В природе проживают дальние родственники земляных пчел: шмели-кукушки. Это паразитические насекомые, социальные клептопаразиты, разучившиеся собирать и хранить пыльцу. Они ее воруют у своих собратьев, не забывая подкинуть в шмелиные гнезда своих личинок.

Как летает шмель. Крупные создания летают со скоростью в 18-20 км/час. В полете 90% энергии насекомого преобразуется в тепло. Летая, мохнатое существо имеет температуру тельца на 20-30⁰ выше окружающего пространства. У насекомых природа предусмотрела механизм охлаждения. Когда земляные пчелы в полете перегреваются, из специальных желез они выпускают на себя каплю прохладной жидкости.

Бомбусы, как и остальные насекомые, не могут летать спиной вперед. Это умеет делать лишь колибри. Из-за маленького размера птичку часто принимают за толстенького шмелика, поэтому существовало мнение, что шмель умеет летать таким неординарным способом.

Рекордсмены. Самый крупный бомбус обитает в центральных районах Америки. Длина его тела достигает 5 сантиметров. А самое маленькое шмелиное создание облюбовало ареал проживания в Центральной Европе, длина насекомого всего полтора сантиметра.

Загадочный миф. У людей существует распространенное мнение, что земляная пчела летает вопреки признанным законам аэродинамики. Это миф или летающее насекомое действительно «рушит» основы физики и обладает уникальной способностью? Или это представитель иной, развитой цивилизации, живущей по другим понятиям?

Читайте также:  Сотовый мед: полезные свойства продукта в натуральной упаковке

Почему шмель летать не должен?

Родилась такая легенда в начале XX века, когда бурно развивалось самолетостроение. Ученые того времени применяли к насекомому условия полетов по законам аэродинамики (вычисления силы, предназначенной для подъема в воздух тяжеловесных лайнеров).

Почему выбор пал на мохнатое насекомое? У бомбуса относительно грузной массы тела маленькие по размеру крылышки. Это и привлекло внимание ученых.

Математические исчисления подходили для пчел, мух, бабочек, а вот к шмелям это применение по законам физики оказалось невозможным. Загадочное насекомое опровергало все математические выводы ученых. Что они сделали? Попытались вписать шмелиный полет к формулам, исчисляющим подъемную силу авиалайнера, забыв о том, что самолет не умеет махать крыльями.

В итоге, получив парадоксальный вывод о невозможности полета земляной пчелы, ученые заявили, что «шмель летать не может, но летает, нарушая законы физики». Но мохнатое насекомое физику не изучало и на лекциях не сидело. Ежедневно шмелики, радостно гудя крыльями, показывали, насколько наука бессильна. Почему шмель летает?

Разгадка тайны шмелиного полета

Наука развивалась. Полет насекомого, то, с какой скоростью и как именно оно летает, удалось досконально снять на камеру. Взмахи крыльев просматривали в замедленном темпе, изучали траекторию движения. Какие выводы получили?

  1. При интенсивной работе крылышек, их края образуют воздушные завихрения. Завихи убираются, как только крыло перестает взмахивать.
  2. Эти завихрения воздуха обладают различной плотностью воздушного потока.
  3. Разница в давлении воздуха создает силу подъемную, которая и поднимает бомбуса в воздух.

Та же бабочка или комар не могут сбрасывать воздушные завихрения, их полет заложен на планировании в потоке воздушных масс. Шмель летает вопреки законам аэроанализа, ведь его работающие крылышки рождают большую аэродинамическую силу. А возвратно-поступательные взмахи крыльев делали исследования передвижения насекомого слишком сложными и непредсказуемыми для аналитики.

Аэродинамическая поверхность с подвижной амплитудой генерирует гораздо большую подъемную силу, чем жестко фиксированное крыло. И крылышки шмеля создают одновременно не только возвратно-поступательные, но и ритмически-колебательные движения (за секунду крыло бомбуса совершает 300-400 таких взмахов).

Доказательную базу привела в середине XX века женщина-физик из Корнельского университета Чжэн Джейн Ван.

Она потратила много часов, моделируя за сверхмощным компьютером схему движения вихревых потоков, создаваемых шмелиными крыльями, и сделала окончательный вывод: «Шмель не нарушает аэродинамические законы. Его полет зависит от крыльевых завихрений. А при полете самолета воздух обтекает его».

Чжэн отметила, что миф о полете земляной пчелы – это следствие неграмотного понимания инженерами-авиаконструкторами нестационарной газово-вязкой динамики.

Лайнер, выстроенный со строгим соблюдением шмелиных пропорций, никогда бы не взлетел. Принципы работы крыльев земляной пчелы невозможно применить для авиастроения. Но в будущем, если появится модель вертолетов с гибкими, эластичными лопастями, полет шмеля пригодится авиаконструкторам!

Поживем-увидим!

Источник: https://propochemu.ru/743

Шмели летят к большим цветкам

Новые исследования показывают, что при поиске пищи шмели руководствуются размерами цветков, выбирая более крупные экземпляры.

Шмели прокладывают новые маршруты передвижения таким образом, чтобы на их пути попадались наиболее богатые нектаром цветки. Японские ученые Шохей Цудзимото и Хироси Исии (Университет Тоямы, Япония), установили, что наиболее продуктивными с точки зрения сбора нектара и пыльцы являются не мелкие, а крупные растения.

Это говорит о том, что для этих насекомых-опылителей скорость поиска пищи важнее тщательности.

Исследование было основано на лабораторном эксперименте, в ходе которого изучалось влияние аспектов ассоциативного обучения на то, как шмели делают выбор между цветами разных размеров, опубликовано в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology (издательство Springer).

Исследователи проанализировали соотношение быстроты и тщательности в ситуации, когда шмели (лат. Bombus ignites) находят новые ареалы питания. Для этого в местах обитания насекомых были установлены искусственные цветы разных размеров, снабжены пенополистироловыми нектарниками.

Такое приспособление позволяло автоматически пополнять нектарники раствором сахарозы. При использовании цветов диаметром два сантиметра, пчелам было непросто обнаружить ближайший цветок.

А вот при использовании шестисантиметровых растений в диаметре, пчелы с легкостью ориентировались, куда им лететь дальше.

Предыдущие исследования, посвященные ассоциативному обучению в питании животных, в частности пространственным ассоциациям, выдвигали гипотезу, что эффективность поиска пищи возрастает по мере того, как объект (субъект исследования) узнает о более питательных ареалах.

Цудзимото и Исии обнаружили, что когда цветы были небольшого размера, пчелы прокладывали маршруты поиска пищи, избирательно сочетая имеющийся у них опыт и новую информацию.

Но когда использовались большие, а значит и легче обнаруживаемые цветы, пчелы действовали иначе: им больше не нужно было учитывать расположение цветов, наиболее богатых нектаром, и они просто быстрее перелетали от цветка к цветку.

«Шмели создавали пути поиска пищи без учета местоположения наилучших цветов в тех случаях, когда они легко могли находить цветы.

Но если такие цветы было найти сложно, они учитывали место расположения тех цветов, которые могли быть дать им наибольшее количество нектара», — объясняет Цудзимото.

«Результаты этого, а также других исследований, показывают, что в зависимости от обстоятельств, насекомые склонны выбрать модель ассоциативного обучения, если так будет выгоднее.

Читать еще: Пчелиные ульи — их устройство и особенности

«Собирателей нектара, которые передвигаются без учета местоположения наилучших цветов, не всегда стоит считать недальновидными», — добавляет Исии.

Источник: Цудзимото, Ш.Г. и Исии, Х.С. (2017). Влияние восприятия цветов на ассоциативное восприятие пространства в ассоциативном обучении у шмелей, журнал Behavioral Ecology and Sociobiology DOI 10.1007 / s00265-017-2328-y

Источник: https://8newsru.ru/fermerstvo/shmeli-letiat-k-bolshim-cvetkam.html

Загадки про шмеля с ответами

Загадки про шмеля любимы детьми, ведь данное насекомое — частый персонаж мультфильмов, причем положительный. Большое мохнатое тело с расцветкой, как у пчелы, и непропорционально маленькими крыльями – по ним дети узнают в загадках шмеля, такого громкого и загадочного. Мы собрали онлайн самые лучшие загадки про шмеля с ответами.

Бархатный весь, а жало есть.

Над цветами заворчал,
Собрал нектар, домой умчал.

На цветок, жужжа, садится, Чтоб нектаром насладиться, Он мохнатенький, как ель,

На пчелу похожий…

«В клевере моя постель» —
Прожужжал лохматый…

Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.

Звучит труба басисто. Не трогайте солиста! Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок.

Полосатый Слон Кружит над цветком. Сел на цветок

В цветок — хоботок…

Толстячок летит мохнатый В шубке бархатной, богатой. От цветочка до цветка Пачкает в пыльцу бока. Радует теплом апрель

И жужжит довольно…

От цветка к цветку летает, Ярких бабочек пугает Крупный, яркий и пушистый, Хоботок чуть серебристый. А гудит, как будто дрель

Полосатый добрый…

Кто с цветка к цветку летит Так лениво и жужжит — Бархатист, крылат, пузат

И костюмчик полосат?

Мохнатое Брюшко
Село цветку на ушко.

С утра кипит работа! Басовитая нота

Среди огорода.

Его фигура подвела — Гораздо толще, чем пчела. Полоски — словно у осы, На брюшке — капельки росы. Смотри, он плюхнулся на хмель —

Большой, мохнатый, толстый…

С жужжащим баском
Кружит над вереском.

От цветка на цветок Я, жужжа, перелетаю Выпиваю сладкий сок Словно солнышко сияю, Не пчела, как карамель,

Полосатый, толстый…

Загадки про шмеля для детей

Детские загадки про шмеля не слишком сложные, и может показаться, что никакой образовательной и развивающей нагрузки в себе не несут.

Однако на самом деле все не так, ведь то, что очевидно для взрослых, для детей нередко весьма сложно, особенно при ограниченном кругозоре. Каждая загадка для малышей призвана расширить его в отношении такого насекомого, как шмель.

Собранные здесь самые лучшие детские загадки про шмеля онлайн – познавательные и развивающие. Этому помогут и приведенные ниже интересные факты.

  • Шмели — ближайшие родственники медоносных пчел. Всего на сегодняшний день их в мире насчитывается порядка 300 видов и 38 подвидов.
  • Шмели весьма холодостойки и легко разогревают тело до нужной температуры. Последняя, к слову, превышает человеческую и составляет 40 градусов. А шерсть помогает эту температуру сохранять как можно дольше. Однако все это касается только полета. Сидя неподвижно, поддерживать высокую температуру насекомое не способно.
  • Несмотря на то, что во время полета шмель может сам себя охлаждать, в слишком жаркое время, когда температура воздуха превышает 35 градусов, он не летает.
  • Средняя скорость полосатого великана — 18 км в час.
  • Шмели – колониальные создания, поэтому живут не одиночками, а группами по 50-200 особей в каждой. Главная в такой группе самка-матка, поэтому все остальные — самцы (трутни) и неполовозрелые самки — ей подчиняются.
  • Как и у пчел, у шмелей есть жало, только в отличие от первых в человеке они его не оставляют, следовательно, шмели могут атаковать потенциальную угрозу много раз подряд. Правда, от гибели их это все равно не спасает, ведь выпустив яд, он умирает, как и его полосатая родственница.
  • Мед, который производят шмели, по консистенции жиже пчелиного и больше похож на сахарный сироп, чем на мед. Однако сахарозы, полезных минеральных веществ и белка в нем практически в два раза больше. Правда, производится этот полезный продукт в весьма небольшом количестве: ровно столько, сколько нужно, чтобы прокормить шмелиную семью.
  • Зимой все шмели погибают, все кроме молодой матки. Она лишь впадает в спячку, а проснувшись весной, организовывает новую колонию, создает гнездо.

Загадки про шмеля для малышей онлайн не очень сложные и интересные, они познакомят их с миром насекомых, которые нас окружают.

https://www.youtube.com/watch?v=bjdQ2_vg9rY

Вернуться в раздел Загадки про насекомых.

Источник: https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-shmelya/

Методическая разработка по экологии по теме: Первоцветы зацветут – разноцветным станет луг

 Экология 4 класс.

Тема: Первоцветы расцветут – разноцветным станет луг.

Цель:

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические  представления о природе.

Задачи:

  1. Расширять у детей знания и представления о цветах-первоцветах.
  2. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
  3. Учить детей давать полные ответы на вопросы;
  4. Воспитывать умение связно и последовательно строить ответ.
  5. Активизировать внимание и память детей.

Оборудование: иллюстрации цветов-первоцветов.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала.

–  Вспомните тему предыдущего занятия, о чём мы говорили? –  Какие редкие и охраняемые растения вы запомнили?

–  Что нужно делать, чтобы эти растения не исчезли с нашей планеты?

–  А сегодня мы поговорим о весенних первоцветах. Тема нашего занятия: «Первоцветы зацветут – разноцветным станет луг».

4. Речевая  разминка.

                  Хохлатки, медуницы

                  Весной в лесу цветут.

                  И звёздочки кислицы

                  Белеют там и тут.

                  А маленький подснежник –

                  Весны сынок родной,

                  Доверчиво и нежно

                  Глядит на нас с тобой.

5.Беседа о подснежнике.

–  Итак, начнём мы с вами  с первого цветка, белые колокольчики которого появляются ранней весной, когда в лесу ещё лежит снег. Поэтому в народе его называют подснежником.

      Расколол ледок

      Маленький подснежник,

      И расцвёл цветок

      Беленький и нежный.

–  Другое название подснежника – ветреница дубравная, (чтение хором). Удивительный цветок растёт и развивается зимой, под тёплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его свежий светло-зелёный стебелёк с бутонами.

Не страшна подснежнику зимняя стужа, сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра. Когда во время оттепелей снег начинает таять, подснежник  начинает быстро расти. Подснежник, как и все ранневесенние цветы, очень любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях ещё нет листьев.

 Зацветёт ветреница, и покажется, что вернулась зима и украсила всё вокруг белыми снежинками.

     А есть ещё ветреница лютиковая (чтение хором). Цветы её жёлтенькие и похожи на лютики. Ветреницей цветок назван за то, что её во время цветения часто раскачивают весенние ветры.

  6. Вопросы:

          –  Почему цветок получил такое название?

          –  Когда расцветают подснежники?

          –  Почему подснежники расцветают, когда на деревьях нет

             ещё  листьев?

  1. Беседа о мать – и – мачехе.
Читайте также:  Вся правда о применении боровой матки при бесплодии

     Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Весну цветов открывает мать-и-мачеха. Распускается она раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.

                На проталинке первый цветок.

                Как же он беззащитен и мал!

                Резкий ветер его трепал,

                Пригибал стебелёк к земле,

                Леденил в предрассветной мгле,

                Но отважный цветок устоял!

                Опущусь перед ним на колени,

                Прикоснусь к лепесткам рукой –

                Сколько мудрости и терпения

                В этой капельке золотой!

     – Помните, как выглядит цветок мать-и-мачехи? У него невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода.  К стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики.

   Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, тёмно-зелёные.

   Почему же цветок получил название мать-и-мачеха? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.

    Недавно проснувшиеся после долгой зимы пчёлы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за мёдом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Когда цветок отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку.

У каждого семечка есть маленькая пушинка-парашютик, которая помогает семечку улететь подальше. Когда семечко приземляется, парашютик  отпадает.

Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь – берегут капельку сладкого драгоценного нектара.

– Как выглядит мать-и-мачеха?

– Когда расцветает мать-и-мачеха?

– Почему цветок получил такое название?

– Какие насекомые опыляют цветок мать-и-мачехи?

– Как распространяются семена мать-и-мачехи?

     9.  Физминутка.

             Видишь, бабочка летает,

             На лугу цветы считает.

             –  Раз, два, три, четыре, пять.

             Ох, считать не сосчитать!

               За день, за два и за месяц..

               Шесть, семь, восемь, девять, десять.

               Даже мудрая пчела

               Сосчитать бы не смогла!

    10.  Беседа о медунице.

               – Ранняя весна.  В лесу просторно, солнечно.  В сухой

            прошлогодней листве  под деревьями и кустами вспыхнули

           сиреневые, ярко-синие и розовые искорки медуницы.

              Лес ещё стоит раздетым,

              Даль прозрачна, как стекло,

              Сколько солнечного света!

              Как просторно и светло!

              Гнёзда вьют лесные птицы,

              Заливаются, звенят.

              Искры синей медуницы

              Под деревьями горят.

   –  Давайте рассмотрим это растение. На стебельке одни цветы тёмно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Почему? Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и молодые цветы, а синюю – уже отцветающие.

Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия быстрее замечают пчёлы. Кроме того, по окраске цветка пчёлы сразу определяют, есть в нём  мёд или нет. В бутонах розового цвета мёда совсем немного.

 Когда мёд накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а садится на сиреневые цветы.

     Название «медуница» происходит от слова «мёд», потому что цветки этого растения наполнены сладким нектаром.

  Медуница любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветает она, когда деревья ещё не оделись листвой.

11. Вопросы.

      – Как выглядит медуница?

      – Почему у медуницы цветы разного цвета?

      – Почему цветок получил такое название?

      – Когда расцветают медуницы?

      – Какие насекомые опыляют цветы медуницы?

12. Беседа о хохлатке.

     В одно время с медуницей весенние леса украшают лилово-розовые хохлатки.

         Лиловые хохлатки

         Весною расцвели,

         И за нектаром сладким

         К цветам летят шмели.

         В кувшинчики резные

         Налит душистый сок,

         А листья кружевные

         Колышет ветерок.

     Хохлатка – красивый, нежный, душистый цветок, зацветающий ранней весной, когда деревья ещё стоят голые, и в лесу много света. Хохлатки очень любят яркий солнечный свет!

      У них невысокий стебелёк, нежные кружевные листья, а сиренево-лиловые цветы собраны в плотные соцветия, напоминающие хохолок. Поэтому и называются эти цветы хохлатками. К цветам хохлатки полакомиться сахарным нектаром летят пчёлы и шмели. Своей мохнатой шубкой они захватывают и пыльцу, которую переносят на другой цветок. Так происходит опыление.

     Дней через десять хохлатки отцветают, и вместо цветов появляются плоды в виде стручков. Когда плоды созреют, стручки раскрываются, и из них высыпаются блестящие чёрные семена.       Семена хохлаток переносят муравьи.

После цветения от цветка остаётся под землёй лишь маленький клубенёк с запасом питательных веществ, из которого на следующий год вырастет новый стебель. Но вот зацветёт хохлатка только через несколько лет.

Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.

13. Вопросы.

      – Как выглядит хохлатка?

      – Когда расцветает хохлатка?

      – Почему цветок получил такое название?

      – Какие насекомые опыляют цветы хохлатки?

      – Кто разносит семена хохлаток по лесу?

14. Отгадайте загадки и объясните, какие слова помогли найти отгадки.

      Под сугробом он растёт,

      Снеговую воду пьёт.

                (Подснежник)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать?

          (Мать-и-мачеха)

                Прячет цветок

                Сладкий медок.

                И в названье мёд таится

                Узнаёте?

                        (Медуница)

15. Игра в слова.

  1. Хлопните в ладоши, если услышите слово, подходящее подснежнику. (белоснежный, медонос, голубая, хохолок, снег, первенец весны);
  2. Мать-и-мачехе (золотые монетки, синяя, мягкий пушок, цветёт летом, медонос, большие листья, семена-парашютики).

16. Чтение  стихотворения.

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о чём вы должны помнить, когда приходите в лес?

                 Голоса цветов.

        Я иду по зелёному лугу,

        Высыхает на листьях роса,

        Ветер травы качает упруго,

        И я слышу цветов голоса.

        Они шепчут: не рви нас, не надо!

        Наши гибкие стебли не мни!

        Мы для глаз и для сердца  –  отрада,

        Украшенье родимой земли.

17. Итог.

      – Скажите, о чём мы сегодня с вами говорили?

      – Какие первоцветы вы запомнили?

18. Анализ деятельности детей.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/01/01/pervotsvety-zatsvetut-raznotsvetnym-stanet-lug

Мои шмели – статьи о шмелях и шмелеводстве – новости : shmel.org

“Отрывок из книги “В стране насекомых. Записки и зарисовки энтомолога и художника”

Автор: В. С. ГРЕБЕННИКОВ Источник: Книга “В стране насекомых.”

Теплым весенним днем, когда у ж е вовсю цветут ивы, но в лесу местами еще лежит снег, я отправляюсь в, лес. Иду и прислушиваюсь: не раздается ли где шмелиное гудение. Одни из первых насекомых, пробуждающихся от зимней спячки, — перезимовавшие самки шмелей. В кармане у меня несколько алюминиевых коробочек из-под диафильмов, исколотые дырочками.

И вот под кустом послышался знакомый звук: низко, на бреющем полете, самка малого земляного шмеля. Летит, не торопясь, часто садится, внимательно осматривает каждую дырочку: ищет место для закладки гнезда. Только присела — я ее тихонько прикрываю коробочкой. К концу экскурсии у меня из кармана слышится необычная музыка — разноголосое жужжание самок.

Временно заточенные в алюминиевые дырчатые контейнеры, они отправились из леса в город. Через неделю-другую в моей домашней лаборатории наступает необычное оживление. Над шкафами, столами, микроскопами реют шмели самого разнообразного облика: одни громадные, ярко окрашенные, другие мелкие, сероватые, рыжие, похожие на пчел.

Все это самки, поселенные в лаборатории. Кругом в банках и вазах охапки цветущей ивы, караганы, букеты первых весенних цветов. И повсюду развешены и расставлены домики для шмелей: коробочки, ящики, банки. Внутри них вата, либо пакля, либо подстилка из мышиного гнезда.

В природе ведь многие виды шмелей специально разыскивают старые норы грызунов, привлекающие их не только видом входного отверстия, но и запахом гнездовой выстилки; у меня же в лабораторных условиях поставщиками этого душистого материала служит парочка белых мышей да еще маленький джунгарский хомячок Мишка.

У всех же гнездовых помещений для шмелей, разнообразных по конструкции, есть нечто общее: зияющее черное, издалека видное отверстие летка.Через два-три дня мои пленницы окончательно свыкаются с условиями городской жизни.

Они прекрасно ориентируются в квартире, запоминают расположение дверей, всех приманочных гнезд (их всего в лаборатории 30—40), а лучше всего усваивают, где стоят кормушки. Для подкормки идет пчелиный мед — и густой, и разведенный наполовину водой. Лакомство подается в посудинах, вставленных в ярко окрашенный картонный цветок.

Ведь свежего нектара не напасешься, даже с десяти охапок цветущей ивы его хватит только лишь для поддержки духа моих шмелей. Назначение этих цветов другое.Я внимательно осматриваю шмелей и кормовые растения по нескольку раз в сутки. Дни текут, и шмелихи мои все возбужденнее летают по комнате, обследуя все черное: летки ульев, электровыключатели, микроскопы, глаза, бороду…

Просыпаюсь я однажды от необычного будильника: сильной струи воздуха и мощного гудения самки, зависшей над лицом. Одна шмелиха попыталась устроиться у меня в брюках, проникнув в них снизу, другой понравилось ватное одеяло на кровати. Исключительная любознательность! Но и в то же время миролюбивость необыкновенная: нельзя так нельзя, полечу, дескать дальше.

Но, увы, настоящих признаков гнездования, когда уже на выходе созревшие яйца, я все еще не вижу. Неужели эксперимент сорвется? И вот – победа!Одна из самок деловито хлопочет у ивовых сережек . Повозится на одной, отлетит чуть назад и сгоняет желтую пыль цветка к своим задним ногам, на которые уже налеплено два больших комка обножки. Обработан еще цветок, еще, еще…

Куда же направится шмель собножкой, в какой из множества приготовленных мною домиков?Через минуту выясняется: самка облюбовала деревянный ящичек, выкрашенный изнутри черноземом и начиненный мышиной подстилкой. Прекрасно! Здесь возникнет семья!На следующий день ящик тихонько переношу в просторную вольеру, устроенную на окне.

Это не заточение: от комнаты вольера отгорожена весьма условно (просто марлей), а на улицу проделана лазейка, отколот уголочек стекла. Поработав на цветах, стоящих в вольере, самка находит эту «дверь» в большой мир. Осторожно выползает, поворачивается к «двери» головой, отлетает недалеко и, пристально глядя на леток, начинает описывать в воздухе все увеличивающиеся дуги.

Это ориентировочный полет: шмель запоминает вид летка и его окрестностей. Но вот ориентировка закончена — в крохотном мозгу насекомого отпечаталось несколько нужных картин. Последняя, широкая дуга, и самка уносится вдаль.Возвращается она домой, нагрузившись обножкой и свежим натуральным нектаром. Теперь такие вылеты будут происходить по нескольку раз в день.Так проходит недели две.

Читайте также:  Узнать про мед

И вот из вольеры вместо басовитого гудения мамаши слышится другой, тоненький голосок. Это вылетел первый крохотный рабочий шмеленок, размером с муху. Он внимательно ориентируется у летка, облетает вольеру, находит наружную «дверь»…Отныне у меня наступает неспокойная пора — сплошные переживания. Первые шмелята — глупыши.

Сделает не совсем внимательно первую ориентировку у окна (скорее, видите ли, в поле хочется!) и тычется потом в окно к соседке. А у той, на грех, форточка открыта. — «Простите, пожалуйста, к вам не залетело никакое насекомое?» — «Залетел шмель какойто, так я его прихлопнула, вот он на окне валяется».

— И очень трудно сдержать себя в этот момент, когда вместо того, чтобы высказать, что на душе, ты должен вежливым понятным языком прочитать небольшую научно-популярную лекцию о важности экспериментов по одомашниванию шмелей.Шмелишек-рабочих первого поколения в гнезде очень немного (5—8), каждые «руки» в этот период — на вес золота, а она, видите ли, прихлопнула.

Зато как облегченно вздыхаешь, когда после двухчасовых поисков крохотное насекомое находит леток и оказывается в вольере. Это ведь только первый вылет труден, в дальнейшем шмели будут пулей проноситься через отверстие и туда, и обратно, не тратя на его поиски ни секунды.Проходят недели. Шмелиная семья растет. Рабочие последующих генераций отрождаются все более крупными, иные ростом почти с самку.

У окна вьется гудящий рой шмелей. Гудит и гнездо на все голоса. Я делал попытку записать различные, издаваемые шмелями голоса на пленку: и писк-пароль, подаваемый рабочим шмелем при возврате в гнездо, и ритмичные сигналы самки, насиживающей яйца, и рабочую песнь шмеля, сбивающего обножку.

Но на радио, куда посылал пленку, ее признали негодной: окно лаборатории выходило на шумную, многолюдную улицу.Кстати, переезжая зимой на другую квартиру, я опасался одного обстоятельства. Предки моих питомцев многие сотни тысяч лет селились на ровной местности, многие — в глубоких подземных гнездах. Понравится ли шмелям третий этаж? Но опасения были напрасными.

Они сразу повели себя так, будто все шмели всегда только и гнездились в комнатах многоэтажных зданий. Их вовсе не интересовало, что там такое этажом ниже или что там в самом низу, на земле.

Лихой вылет из вольеры, размашистая петля над кварталом, и — в поле!Ближе к осени из улья выходят молодые крупные самки и самцы-трутни — небольшие шмели с более длинными усиками и очень приятным душистым запахом. Все они покидают родное гнездо и разлетаются по окрестностям. А на зиму остаются лишь оплодотворенные самки, все же остальные шмели погибают.

Самочки эти прячутся до весны в самые укромные места; впрочем, замечено, что далеко от родного гнезда они не разлетаются. Мои бывшие соседи по квартире рассказывали, что в окна им по весне настойчиво стучался большой яркий шмель.Каждую весну я совершаю экскурсии на природу еще с одной целью.

Вооружившись заступом, ЛОМОАЛ, мешочком с накопленной за зиму подстилкой из мышиных гнезд, я отправляюсь в те места, где в прошлые годы видел особенно много ищущих самок. Выкапываю аккуратную ямку, кладу туда комокутепляющего материала, протыкаю ломиком в земле ход-сообщение длиной 0,5—1 метр, прикрываю землянку веточками и дерном.

Добро пожаловать, шмели! Особое внимание уделяю отделке входов: черная дырочка должна быть хорошо заметна издали. Такие землянки закладываю сериями, штук по 5—10 в каждой, на расстоянии 2—3 шага друг от друга.Закапываю в землю также домики иного рода, изготовленные еще зимой: деревянные ящики с шмеле-проводами метровой длины и квадратного сечения, сколоченные из реек. Через неделю-другую проверяю.

Увы, разочарований хватает. Мои старые друзья муравьи здесь оказываются злейшими врагами. Открываешь крышку подземного улья, а там полно муравьев. Это значит, никакой шмель сюда и нос не подумает сунуть. Вдругом улье тоже муравьи, в третьем тоже…

Сколько из-за этих негодников потеряно времени, сколько понапрасну вырыто земли, сколько рухнуло надежд!Крышку пятого подземного улья молниеносно захлопываю: изнутри слышится тревожное жужжание шмеля. Победа! Здесь обосновалась самка нового для моих опытов вида — Бомбус дистингвэндус.

На остальных участках дела обстоят куда хуже: сохранить шмелятники не удается. Они затоптаны коровами, запаханы, а многие обнаружены кем-то из ребятишек (а может, и из взрослых) и нарочно разорены, да так, что их уже не восстановить. Вся надежда на «Шмелиные Холмы» (в совхозе «Лесной» Омской области). Впрочем, это никакие не холмы — просто мое кодовое название, необдуманное и случайное, но теперь я именно так называю эту поляну среди березовых колков. Ее официально закрепили за шмелями, объявив заказником. Здесь не косят траву, не пасут скот, не собирают грибы и ягоды. Площадь в шесть с половиной гектаров обнесена оградой. Это первый в стране заказник для охраны полезной энтомофауны. На этой площади обитает большая колония шмелей нескольких видов и несколько популяций других интереснейших насекомых.

Слева — закладка подземного улья для шмелей (вдали видны отверстия-летки уже установленных ульев). В центре — «многосемейный» гроздевой шмелёвник (конструкции автора): на столбик навешены уже заселенные подземные ульи. Внизу — двойной сосуд с водой, насаженный на столбик, — против нашествий муравьев.

Слева – природное подземное гнездо шмелей в разрезе. Справа — шмелиха лепит восковую вазочку для меда.

Находить природные гнезда шмелей гораздо труднее. Случайно они попадались, наверное, каждому. Но когда ищешь шмелей специально, тебе, как правило, не везет. Тут нужны особые приемы. Стоишь под вечер где-нибудь на краю поляны и внимательно слушаешь. Среди жужжаний пролетающих мимо случайных мух, пчел и других насекомых нужно услышать голос рабочего шмеля, возвращающегося домой из последнего (дело уже к закату) фуражировочного рейса. Но пока ничего такого не слышно. Шагов десять в сторону, и снова навостришь уши. Но труд вознаграждается: вот гудит шмель. Сейчас нужно проследить за его полетом, может быть, даже пробежать сколькото шагов, чтобы узнать, где он приземлился — в траву или трещину в земле. Отметишь гнездо на плане, на другой день роешь окоп длиной иногда несколько метров. Ведь иные виды шмелей используют норы грызунов с чрезвычайно длинным ходом.Именно такое гнездо степного шмеля я принес однажды домой и поместил его в застекленный ящик, от которого к окну шел шмеле-провод трехметровой длины. Шмелишки на следующее же утро быстро освоили эту конструкцию и великолепно прижились. Чтобы наблюдать за движением шмелей по трубке, я сделал небольшой отрезок ее из сетки. Это оказалось очень полезным и для самих шмелей: ветер, задувающий с улицы в леток, выходит через сетку, и сквозняки в гнезде были таким образом предотвращены. А тепловажнейшее условие для развития шмелиного потомства. Температура внутри гнезда шмелей примерно равна температуре человеческого тела в любую погоду. Сохранить тепло поллогает вата или пакля, в природе — выстилка мышиных или птичьих гнезд, а у наземных видов шмелей — толстая шапка над гнездом, сделанная из сухого мха, соломы или мелко искрошенной шмелями прошлогодней листвы.Большая часть природных гнезд найдена колхозниками, горожанами, школьниками после того, как местная газета опубликовала статью о шмелях с просьбой сообщать о их гнездах.В наших краях (окрестности города Исилькуль Омской области) мною обнаружено семнадцать видов шмелей. Что ни вид, то новые повадки, новые характеры и новые трудности при работе с ними. Например, самки полевого, изменчивого и степного шмелей упорно не хотят закладывать гнезда в лаборатории и в конце концов гибнут. Разводить полевого шмеля я пытался неоднократно. Это первоклассный опылитель клевера, так как принадлежит к группе шмелей, обладаюш,их особенно длинным хоботком.

В моей лаборатории все время происходит что-либо новое.

Закрытые на ночь в ящичек несколько рабочих степного шмеля выковырили пластилин, которым были зашпаклеваны щели, и вылепили на дне ящика четыре аккуратные вазочки, перетаскав в них мед из кормушки.

Я запросил фабрику, изготовлявшую пластилин: оказалось, что в его составе совершенно нет пчелиного воска, на который я грешил. Все дело было не в химическом составе, а в физических свойствах материала.

Пластилиновый сот, вылепленный шмелями.
Длина хоботков рабочих шмелей: слева — садового, полевого, конского, земляного; в центре — цветок клевера; справа — хоботки домашних пчел, длиннохоботной и обычной.

Или такое. В улье малого земляного шмеля исчезла самка. Этого следовало ожидать: за время работы над гнездовой камерой она так поистерлась и обтрепалась, что крылья, укороченные почти наполовину, не могли ее удерживать в воздухе, особенно когда она нагружалась медовым раствором из кормушки и рисковала после этого вылететь на улицу.

Заглянув в гнездо — там не менее десятка коконов. Шмелята сами не вылупятся, а вскрывать коконы теперь некому. Пришлось подсадить в улей другую, комнатную самочку. И что же — через несколько минут она выползает из гнезда и делает ориентировочный полет, описывая дуги у летка. Это верный признак того, что самка здесь останется, что семья обрела теперь новую мать.

В природе шмелей смена самок — довольно обычное явление, но происходит оно большей частью насильственно, путем изгнания мачехой матери-основательницы или даже уничтожения последней. В природе бывает три, пять и больше смен самок в гнезде.Изучением жизни шмелей я увлекся случайно. Мне предложили как-то проиллюстрировать книгу о шмелях известного писателя-энтомолога И. А.

Халифмана «Трубачи играют сбор». До этого о мохнатых натурщиках я имел довольно общее представление, но с первого же дня работы с живыми шмелями мне очень полюбились эти красивые насекомые. Высокоразвитый интеллект и необыкновенная гибкость инстинктов шмелей делают их очень благодарными объектами для этологических (этология — наука о поведении животных) исследований.

Меня привлекает и такая картина (пусть меня простит строгий читатель, ведь я художник): клумбы с цветами в центре города, а на цветах крупные яркие бархатистые шмели. По-моему, это не только красиво: маленькая частица почти забытой многими дикой природы, кусочек такой далекой теперь от городского жителя лесной жизни.

Тщательное изучение шмелей очень нужно еще и потому, что число их в природе за последние годы заметно убавилось, особенно в зоне интенсивного земледелия, и вопрос охраны шмелей — этих важнейших опылителей растений — уже стал злободневным.У шмелей длинный хоботок, приспособленный для цветков с длинным узким венчиком.

Медоносная же пчела из-за своего короткого хоботка посещает клевер далеко не всегда, особенно при низком стоянии нектара в цветочных трубках клевера. А шмели работают на клевере в 3—5 раз быстрее домашних пчел, совершая перекрестное опыление этой ценнейшей кормовой культуры и надежно обеспечивая завязывание семян.

Но именно из-за недостатка природных опылителей урожаи семян клевера во многих местностях становятся недопустимо низкими.Еще в 1948 г. профессор А. Н. Мельниченко говорил: «Необходимо соблюдать и совершенствовать простейшие меры охраны шмелей.

Запрещая разорение шмелиных гнезд, необходимо повсеместно организовать лесные заказники, на территории которых шмели будут кормиться весной и летом и где многие из них будут устраивать гнезда. Организация в пределах каждого колхоза и совхоза хотя бы небольших лесных заказников диктуется и более широкими задачами — создания полезащитных и водоохранных лесных насаждений».

Отстоим мы или нет хотя бы эти сравнительно крохотные кусочки естественной природы для полезных насекомых? Надо, очень надо отстоять. Не позволять кое-где пасти скот, не давать местами косить траву, не пахать вплотную к лесу. Все эти полянки, опушки, луговинки, колки уже стали во многих местах последним прибежищем многих представителей нашей флоры и фауны.

Наиболее распространенные виды шмелей в нашей стране:верхний ряд—земляной, каменный, конский; второй р я д -подземный, садовый, городской; третий ряд —полевой, степной,моховой; четвертый ряд—первый вышедший из кокона

рабочий в гнезде земляного шмеля обогревает коконы со­братьев; справа —самка.

Источник: https://www.shmel.org/article/article.php?storyid=35

Ссылка на основную публикацию