Перевозка пчел на новое место: условия, правила и рекомендации по транспортировке

Перевозка и пересылка пчел

Июнь, 2016
30

Опубликовал: Petr_MS

Иногда пчел приходится перевозить, при этом чаще используют автомобильный, реже железнодорожный транспорт. Еще реже прибегают к услугам почты.

При перевозке и пересылке пчел надо соблюдать требования не только биологии, но и действующих нормативно-правовых актов.

Следует напомнить, что в одних актах и документах содержатся общие правила, в других они более конкретизированы.

Например, «Правила по охране труда. Пчеловодство. ПОТ РО — 97300^16-98», утвержденные Приказом Минсельхозпрода РФ от 28 сентября 1998 г.

№579, хотя и признаны недействующими, однако изложенные в них рекомендации могут быть полезны при перевозке пчел автомобильным транспортом.

В соответствии с этими рекомендациями перевозить пчел на близкое расстояние можно только после первого очистительного облета, ночью или ранним утром. В прохладную пасмурную погоду семьи можно перевозить в дневное время.

При перевозке все отдельные части улья (дно, корпус, подставка, подкрышник, крыша) необходимо наглухо соединить между собой специальным скрепом или сбить деревянными брусками. Летки в ульях следует закрыть наглухо либо металлической решеткой.

Транспортное средство, поставленное под погрузку или выгрузку, должно быть надежно заторможено. Трапы и подмостки, применяемые при погрузке, должны быть сухими и нескользкими.

Тяжелые ульи необходимо устанавливать в нижнем ярусе кузова автомобиля (прицепа) с 10-сантиметровым интервалом между рядами для движения воздуха. Общая высота погрузки — не более 3,3 м от поверхности дороги. После погрузки ульи нужно увязать прочной веревкой.

Надо взять с собой пчеловодную стамеску, дымарь, предохранительные сетки, а также паклю или свежий замес глины для заделки образовавшихся щелей, через которые могут выйти пчелы. Вместе с пчелами в кузове транспортного средства не рекомендуется находиться людям.

Перевозить пчел надо без лишних остановок. Вынужденную остановку желательно делать в затемненном месте, избегая мест работы и отдыха людей. По асфальтовой дороге рекомендуется перевозить пчел со скоростью не более 60 км/ч, по грунтовой — не более 20 км/ч.

Открывать борта транспортного средства должны два человека. Предварительно надо убедиться в устойчивости ульев, чтобы они не могли упасть при открытии борта. Во время погрузки и выгрузки ульев на территории пасеки не должны находиться посторонние люди.

Перевозить пчел весной после очистительного облета рекомендуется еще и потому, что к этому времени в улье остается небольшое количество особей. Многие соты не заполнены медом, внутри улья много места, пчелы могут свободно перемещаться, вентилировать гнездо для снижения температуры.

При перевозке пчел летом также надо учитывать некоторые особенности. В это время в гнездах бывает много расплода, незрелого и вызревшего меда. В гнезде могут находиться рамки с неполностью отстроенной и неполностью заполненной медом вощиной. Их конструкция может быть слабой и оборваться. В результате погибнет вся семья.

Во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, больше расходуют меда, отчего в их дыхательной системе образуется вода. Поэтому в жаркую погоду пчелы могут «запариться»: они становятся мокрыми и быстро погибают.

До начала перевозки пчел надо провести некоторую подготовительную работу. Корпуса ульев и магазинные надставки рекомендуется полностью заполнить сотовыми рамками, а рамки с медом и свежим напрыском нектара — изъять. В гнезде следует оставить не более 10 кг меда. Рамки нужно прочно закрепить, чтобы они не соприкасались между собой, а улочки между ними не уменьшались.

Из подкрышника нужно все убрать, на гнездовой корпус поставить пустую магазинную надставку или пустой корпус. Благодаря этому над гнездом создается свободное пространство, что улучшает воздухообмен во внутреннем объеме улья. Дополнительно поставленные магазинные надставки или корпуса следует накрыть кочевой сеткой.

Утеплительные подушки, холстики или деревянные потолочины из ульев надо убрать.

И еще одна рекомендация: если пчел транспортируют на небольшое расстояние, то надежнее всего сначала перевезти их на 5-6 км, а через неделю на намеченное место.

Перевозка пчел автомобильным транспортом регулируется нормативно-правовыми актами. Так, в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г.

№272 (с последующими изменениями), заявка грузоотправителя (в данном случае пчеловода) должна быть рассмотрена автотранспортным предприятием в срок до 3 дней. При рассмотрении заказа с пчеловодом следует согласовать условия перевозки.

Перевозчик должен представить пчеловоду документ (прейскурант) о стоимости услуг и порядке расчета провозной платы.

Выбор средства крепления ульев в кузове (прицепе) транспортного средства (ремни, цепи, тросы, деревянные бруски, упоры, противоскользящие маты и т.д. ) осуществляется с учетом обеспечения безопасности движения, сохранности перевозимого груза и транспортного средства. Запрещено крепить груз гвоздями, скобами и другими способами, которые могут повредить транспортное средство.

Некоторые для перевозки пчел используют передвижные павильоны. Они могут оказаться негабаритными. Предельно допустимые габариты одиночного транспортного средства следующие: длина — 12 м, ширина — 2,11 м, высота — 4 м.

Действует Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная Приказом Минтранса РФ от 22 января 2004 г. №8. Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов надо получить разрешение в соответствующих дорожных службах и согласовать маршрут с органами ГИБДД.

В случае использования негабаритного транспортного средства целесообразно ознакомиться с этой Инструкцией в полном объеме.

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ принят Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Некоторые правовые нормы этого Устава имеют непосредственное отношение к перевозке пчел.

В частности, в Уставе записано, что в целях беспрепятственного осуществления перевозок грузов (в рассматриваемом случае пчел) отправитель (пчеловод) обязан приложить (иметь) документы, предусмотренные санитарными и иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ, другие документы, наличие которых установлено федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами.

Грузоотправитель (пчеловод) обязан подготовить груз (ульи с семьями пчел) к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства.

Приспособления, необходимые для погрузки, выгрузки и перевозки груза, должен предоставлять грузоотправитель (пчеловод).

Грузоотправитель (пчеловод) по требованию перевозчика (водителя) обязан устранить нарушения установленного порядка погрузки груза (ульев) в транспортное средство.

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г.

№111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (с последующими изменениями) (далее — Правила оказания услуг). В соответствии с Правилами оказания услуг порядок перевозки определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Но основной документ, регулирующий правовые отношения на железной дороге, — Устав железнодорожного транспорта РФ, принятый Федеральным законом от 10 января 2003 г. №18-ФЗ. С учетом требований этого Устава и Постановления Правительства РФ №111 Приказом Министерства транспорта РФ от 19 декабря 2013 г. №473 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно данным Правилам пчел перевозят в качестве багажа на особых условиях при наличии соответствующих ветеринарных документов. Перевозчик не несет ответственности за жизнь пчел (статья 147).

При перевозке багажа (пчел) на особых условиях пассажир должен обратиться в подразделение перевозчика с письменным заявлением об организации перевозки багажа на особых условиях не менее чем за 20 дней до начала перевозки.

В заявлении надо указать наименования станций отправления и назначения, наименование отправляемого багажа, размеры и примерный вес, вид упаковки, состояние багажа, особые требования при перевозке.

Перевозчик обязан проинформировать пассажира — отправителя багажа на особых условиях о своих уполномоченных представителях, в обязанности которых входит рассмотрение подобных заявлений. В багажной квитанции делается отметка «Перевозка на особых условиях» (статья 203). Дополнительные расходы перевозчика, связанные с организацией перевозки багажа на особых условиях, возмещаются пассажиром.

Рекомендации по перевозке пчел по железной дороге встречаются и в литературе. Е.А.Гребенников в книге «Все о меде» (Минск: Книжный дом, 2005) предлагает перевозить семьи пчел с сотами, расплодом и медовыми запасами не в ульях, а в специальных ящиках.

По прибытии ящики следует расставить вблизи места выгрузки из вагонов для облета пчел, а затем доставить автомобильным транспортом по местам назначения. Ящики нужно расставить на пасеке на тех местах, где намечено поставить ульи, и открыть летки, чтобы пчелы облетелись.

На другой день надо установить подготовленные ульи и вскрыть ящики, после чего переставить рамки из ящиков в ульи. Переставленные гнезда следует утеплить, при необходимости добавить корм или отобрать лишние соты.

По почте пчел отправляют согласно Порядку приема, доставки и вручения внутренней посылочной почты, утвержденному Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» 24 января 2007 г. Посылки с пчелами принимают при наличии ветеринарного свидетельства.

Оно должно быть прочно прикреплено к сопроводительному адресу, при котором подается посылка (статья 2.12). На адресной стороне посылки с пчелами и бланке сопроводительного адреса надо сделать отметку: «Осторожно. Пчелы. На солнце не держать.

С ветеринарным свидетельством» (статья 2.13).

Посылки с пчелами, отправляемые воздушным или наземным транспортом в сочетании с воздушным (комбинированным способом), не нужно дополнительно обшивать тканью (статья 2.5).

При отправке почтой пчел следует поместить в ящик или коробку, оборудованные специальными сетками, исключающими возможность вылета насекомых (статья 2.11, пункт д).

Существуют рекомендации по пересылке пчел пакетами. В упоминаемой книге «Все о меде» написано, что пакет — это особо устроенный фанерный ящик, в котором по почте пересылают пчел с маткой, но без сотов и расплода. Пчелы нормально переносят пересылку продолжительностью 10-12 дней.

Отправка самолетом ускоряет пересылку. Для питания пчел в пути нужны рамки или полурамки с сотом, заполненным 2 кг печатного (обязательно) меда (желательно прошлогоднего). Чтобы в жаркую погоду сот при толчках во время погрузки не вывалился из рамки, его надо укрепить тонкими планочками.

Их следует прибить по две с каждой стороны сота (одну против другой).

На перевозку и пересылку пчел необходимо оформить ветеринарные и сопроводительные документы. Они предусмотрены Законом РФ от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» (с последующими изменениями) (статья 2.3).

Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее — Правила) и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 июля 2014 г. №281 и вступили в силу с 1 марта 2015 г.

Согласно Правилам ветеринарные сопроводительные документы оформляются и выдаются в течение одного рабочего дня, если не нужны лабораторные исследования, а при необходимости их проведения — в течение одного рабочего дня по их завершении. Должностное лицо, принявшее решение о проведении лабораторных исследований, по требованию лица, обратившегося за получением ветеринарного сопроводительного документа, обязано предоставить письменное обоснование своего решения.

Ветеринарное свидетельство формы №1 оформляется при перевозке пчел за пределы района (города) по территории РФ, ветеринарные справки формы №4 — при перевозке пчел в пределах района (города). Ветеринарные сопроводительные документы действительны в течение 5 дней с даты оформления и до окончания перевозки.

Читайте также:  Свойства мёда из шалфея

При перевозке пчел между субъектами РФ в графе «Особые отметки» ветеринарного свидетельства следует указать номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области ветеринарии, а также номер ветеринарного сопроводительного документа, в сопровождении которого пчелы поступили.

В соответствии с Законом «О ветеринарии» оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется на безвозмездной основе (статья 2.3, пункт 11).

Рубрика: Юридическая консультация   

«С этой статьей также смотрят:»

Источник: http://o-paceke.ru/pri-perevozke-pchel/

❶ Как перевозить пчел

Вам понадобится

  • – Ульи,
  • – пчелы,
  • – экипировка,
  • – рамки.

Инструкция

Первым делом нужно приобрести пчел. Начинающий пасечник покупает ульи и несколько пчелиных семей. Если у вас имеются свободные ульи с рамками, тогда можно приобрести несколько роев или пакетных пчел, которые достаточно районированы в данной местности.

Для покупки пел в ульях лучше пригласить довольно опытного пасечника, который сможет посмотреть и определить качество сотов и маток, количество кормовых запасов и пчел. Покупать пчел желательно весной или в начале лета, когда в их семьях имеется расплод разных возрастов.

Стоит обратить внимание на то, чтобы молодая матка откладывала яйца кругами, не пропуская ни одной ячейки. Если расплод пестрит пробелами или трутневыми выпуклыми ячейками, это говорит о старости матки. Если имеются белые, мумифицированные личинки в ячейках, то это – признак болезни.

Запас корма в гнезде должен составлять не меньше четырех килограмм. Пчелиные семьи в это время должны занимать примерно 5-7 рамок. Во время покупки выбирайте семьи в стандартных ульях со светлыми, чистыми сотами. Перевозить пчел нужно в ночное время, когда уже закончился лет пчел, и закрыли летки.

Старайтесь покупать пчел в радиусе 2-3 км, во избежание слета рабочих пчел на старое место.

Для начинающего пчеловода лучше выбирать 12-16 рамочные ульи с надставками или улей-лежак на 20 рамочек, в дальнейшем можно освоить разведение пчел в многокорпусных ульях, которые имеют 3 корпуса по 10 рамок.

Причем каждый пчеловод должен иметь несколько запасных ульев для того, чтобы пересаживать в них перезимовавшие пчелиные семьи. Ульи после пчел моются, дезинфицируются и используются для роев, отводков или хранятся до следующей весны.

Рамки, находящиеся в ульях, должны иметь точные и определенные размеры. Расстояние между боковыми планками и стенками улья должно составлять 7 мм, при более большем расстоянии, пчелы могут застроить это пространство сотами, а при меньшем – могут приклеить рамки с улью.

При осмотре пчелиных семей, нужно периодически соскребать прополис с разделителей на рамках. Это позволит собрать ценный продукт пчеловодства и содержать рамки в нормальном состоянии.

В осеннюю и весеннюю пору пчеловод проводит подкормку пчел сахарным сиропом, если в гнездах мало корма. Но если есть выбракованные рамки с медом, то можно их распечатать и поставить в ульи слабых семей с края гнезда. Пчелы начнут быстро забирать мед, очищая полностью рамки. Мед намного быстрее сахарного сиропа позволит слабой семье набрать силу и подготовиться к медосбору.Во время подкормки пчел сахарным сиропом учтите, что им также требуется питание с содержанием белка. Поэтому сахарный сироп можно обогащать белком. В качестве подкормки можно использовать пивные дрожжи, молоко или соевую муку. Для приготовления сахарно-молочного сиропа нужно взять 1,5 кг сахара и 800 мл воды, сварить сироп и остудить. Влить 200 г молока.В пивных дрожжах содержатся микроэлементы, витамины и легкоусвояемый белок. Приготовьте стандартный сахарный сироп, остудите и добавьте дрожжи (12 г на 1 литр сиропа), тщательно размешайте.Регулярно обеспечивайте пчел свежей и чистой водой. Для этого на пасеке поставьте тарелку с опилками, в которую ежедневно нужно наливать воду. Раз в неделю нужно менять опилки и мыть тарелку. Ставить поилку нужно с ранней весны после весеннего облета пчел, иначе они успеют привыкнуть к другому источнику воды и будут игнорировать поилку.Осматривать пчелиные семьи желательно в теплые безветренные дни. В это время пчелы заняты работой и спокойно реагируют на вмешательство в их жизнь. Безматочные семьи лучше осматривать в самую последнюю очередь, так как эти пчелы обычно очень злые и могут помешать дальнейшей работе на пасеке. Во время работы с пчелами возможны ужаления, лучше заранее позаботиться об экипировке.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-96397-kak-perevozit-pchel

Перевозка пчел

Перевозка пчел

С момента образования в семьях зимнего клуба (октябрь — ноябрь) пчел перевозить практически нельзя.

Во время переноски, погрузки и транспортировки ульи сотрясаются, клуб распадается, в гнезде повышается температура, пчелы начинают больше расходовать меда, что приводит к перегрузке задней (толстой) кишки и поносам.

Не имея возможности летать, пчелы загрязняют соторамки, внутреннюю поверхность ульев и др. Кроме того, от сотрясения клуб может упасть на дно; в этом случае создается угроза гибели пчел от холода.

Перевозить пчел

можно только после первого очистительного облета, когда кишечник пчел не переполнен экскрементами. Кроме того, весной количество пчел в ульях относительно невелико, соты не заполнены медом, в гнезде имеется много свободного места, и пчелы имеют возможность для свободного перемещения и вентилирования гнезда с целью снижения температуры. Температура внешней среды в этот период невысокая, а потому поддерживать оптимальные условия в гнезде трудностей не составляет.

Летом в гнездах пчелиных семей очень много расплода, вызревшего и незрелого меда. Кроме того, в это время для обновления сотов в гнезда добавляют рамки с искусственной вощиной, которая может быть неполностью отстроенной и заполненной медом; их восковая конструкция очень слабая, и потому при резком встряхивании такие соты могут оборваться и погубить всю семью.

При перевозке

нарушаются привычные условия жизни пчел. В результате этого пчелы во время перевозки сильно возбуждаются, ищут любые щели, чтобы выйти из улья. Возбужденные пчелы резко увеличивают расход меда и образование воды в их дыхательной системе также увеличивается. По этой причине в жаркую погоду пчелы могут «запариться» — они становятся мокрыми и быстро погибают. Следовательно, для предупреждения запаривания пчел перед началом работ по перевозке семей необходимо создать им условия, при которых пчелы не приходят в длительное возбужденное состояние.

При подготовке семей к перевозке

корпуса ульев и магазинные надставки целесообразно заполнить рамками с сушью полностью, рамки с медом и свежим напрыском нектара изъять, оставив в гнездах медового корма не более 10 кг. Жесткость или неподвижность крепления рамок должна быть такой, чтобы расстояние между ними (размер улочек) не уменьшались, и рамки между собой не соприкасались. За счет ничем не заполненных подкрышника и крыши улья с открытыми сетчатыми вентиляционными окнами (в типовых ульях), за счет постановки на гнездовой корпус магазинной надставки или дополнительного корпуса (в ульях без стандартных подкрышника и крыши) над гнездом создается свободное пространство не менее 25 см, обеспечивающее хороший воздухообмен во всем внутреннем объеме улья. Дополнительно поставленные магазинная надставка или корпус накрываются сверху кочевой сеткой. Утеплительные подушки, холстики или деревянные потолочины из ульев убираются. Части ульев прочно скрепляются между собой специальными скрепами.

При перевозке семей ранней весной

(для использования поддерживающего медосбора и др.) и сравнительно прохладной погоде специально подготавливать гнезда пчел к этому необходимости нет. Достаточно лишь укрепить рамки так, чтобы они стояли неподвижно в улье, не раскачивались и не сдвигались при толчках.

Ранней весной,

(когда температура воздуха окружающей среды еще низкая), во время непогоды (когда пчелы не вылетают из ульев) погрузку и перевозку семей можно осуществлять в течение всего дня. Если же погода стоит летная, то погрузку семей можно производить только вечером, когда все пчелы вернутся в улей, т.е. с наступлением сумерек. Перед погрузкой летки ульев наглухо закрывают.

Размещают ульи в кузове автомашины

(автотракторном прицепе) так, чтобы рамки стояли перпендикулярно к направлению дороги (ульи внешних рядов летками к бортам), тогда они будут меньше раскачиваться во время движения. Для обеспечения продуваемости встречным ветром (при перевозке) не только крайних ульев, но и расположенных в середине кузова автомашины (прицепа), между рядами ульев оставляют сквозные продольные щели, что достигается прокладкой в этих щелях 4 реек толщиной 8 — 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины (автотракторного прицепа).

Ульи, имеющие плоские горизонтальные крыши, ставят в 2 — 3 яруса один на другой. На ульи с двускатными крышами кладут по две продольных доски, покрывающих весь ряд ульев, на эти доски ставят второй ряд ульев. Одновременно перевозят складные подставки под ульи, а при их отсутствии — бревна или рейки длиной 50 см, диаметром 8 — 10 см, на которые затем ставят ульи.

После погрузки ульев и инвентаря борта кузова автомобиля (автотракторного прицепа) закрывают, верхний ярус ульев скрепляют веревкой, затем связывают поперек каждый ряд ульев, закрепляя веревку к бортам или шасси.

При перевозке

соблюдают особую осторожность, замедляя ход на выбоинах дороги и поворотах. Скорость движения транспортных средств на ровной асфальтированной дороге должна поддерживаться в пределах 50 — 60 км/час, на проселочной — не более 15 — 20 км/час. Остановки в пути допускаются лишь самые необходимые (и на непродолжительное время), двигатели транспортных средств при этом должны работать (не выключаться). Останавливаться надо в неосвещенных местах. Остановка под фонарем (например, в городе) может излишне потревожить пчел.

Сопровождать груз должен сам пчеловод, имея под рукой разожженный дымарь, желательно 2 — 3 мокрые простыни и посуду с водой, чтобы в случае высыпания пчел (при погрузке, разгрузке или аварии) можно было накрыть ими улей.

На расстояние, которое можно проехать за 2 — 3 часа, наиболее удобно перевозить пчел рано утром. Для чего погрузку семей осуществляют до рассвета. В этом случае перевозка и разгрузка ульев производится засветло.

Сильные семьи (массой 5 кг и более) в жаркое время года можно успешно перевозить только в ульях с открытыми летками. Грузят их в транспортное средство рано утром (на рассвете), когда наблюдается самая низкая температура суток. Перед погрузкой в леток пускают 2 — 3 клуба дыма из дымаря.

После погрузки семей в каждый улей пускают еще 4 — 5 клубов дыма. Во время погрузки ульев двигатель транспортного средства должен работать. Благодаря возникающей при этом вибрации кузова пчелы из ульев почти не выходят.

Перевозка семей с открытыми летками не вызывает беспокойства пчел и повышения температуры в гнездах, что исключает обрыв сотов и гибель пчел.

По прибытии на место

разгрузку ульев нужно производить как можно быстрее. Холодный поток воздуха в процессе движения вынуждает выходящих из ульев пчел формировать клуб под свесом крыши, под прилетной доской или под дном улья. Этот клуб через несколько минут после остановки транспорта распадается. И тогда пчелы начинают летать, мешают работать; поэтому разгрузку целесообразно закончить еще до того момента, как пчелы станут активными.

Более целесообразно разгрузку производить таким образом, чтобы транспортное средство медленно двигалось по середине точка, а ульи снимались и расставлялись по обе стороны.

Открывать летки можно только после то го, как пчелы полностью успо коятся. В жаркое время летки от крывают после разгрузки семей сразу же. При знаком благопо лучной перевоз ки является дружный и энер гичный облет пчел.

Если возникает необходимость перевозки пчел на небольшое расстояние (например, при покупке пчелиных семей), то надежнее всего перевезти ульи с пчелами сначала на расстояние 5 — 6 км, а через неделю — на намеченное место.

Место для временного размещения пасеки

выбирают с учётом времени сеНаиболее удобно содержать и перевозить пчелиные зона. Весной, ДЛЯ семьи в павильонах и на передвижных платформах наиболее успешного выращивания пчел в семье, ульи ставят в хорошо прогреваемом солнцем, защищенном от ветра месте, летками на юг. Летом, в жаркое время, ульи лучше поставить под высокими деревьями и кустарниками, летками на восток, и так, чтобы солнце в жаркое время дня ульи не прогревало (чтобы ульи в это время были затенены деревьями или кустарниками) .

После разгрузки и размещения пасеки на точке

в ульи заглядывать не рекомендуется в течение 24 часов. Пчелы в этот период времени остаются еще возбужденными, и ранний осмотр может озлобить их еще больше.

Источник: http://xn--80aeahdxpybbevp5e.xn--p1ai/posobie-pchelovoda-lyubitelja/perevozka-pchel.html

Я купил пчел!

Выхожу из трудового «запоя», который начался еще 10 мая… Ох, и насыщенные были деньки, я вам скажу: покупка, перевозка пчел, установка ульев на новом месте… Вчера только смог вырваться домой в город. Много впечатлений, есть о чем рассказать, куча фотографий. Начну по порядку.

С утра 10 мая созвонился я с Владимиром Васильевичем, встретились, и отправились мы к нему на пасеку, посмотреть, что к чему, совершить сделку и договориться о перевозке. Младший мой сын тоже захотел поехать. Приехали. Старенький дом, злющая маленькая собачка.

Ульи стоят на пригорке, среди деревьев и кустов смородины, рядом фруктовый сад на 8 гектаров, недалеко массив белой акации, одним словом – место хорошее.

Никогда, — говорит дед, — не продавал бы пасеку, да годы берут свое, помощи ждать не от кого, жена живет здесь, в деревне, я – в городе. Не по-людски это, да еще затеял дома стройку – деньги нужны, и пчелами заниматься будет некогда… Отдам, — говорит, — тебе самые сильные семьи, 8 ульев, а себе – что останется, на чай с медом хватит.

Походил я по пасеке, посмотрел на лет пчел. Семьи для продажи действительно сильные, шесть — в двух корпусах, а две уже даже в трех, все дружно несут обножку. Стоит три поилки, одна капельного типа, с желобом.

И две вот такие, как тарелочки – продаются в магазинах.

Дедуля ходил за мной, то и дело, шептал на ухо свои секреты…

Ранее был договор, что ульи для продажи будут состоять не менее чем из трех корпусов. Поэтому Васильевич достал свободные коробки и стал комплектовать их рамками с сушью (пустыми отстроенными сотами). Сын Сашка помогал – будет пасечником.

Нужно сказать, что сушь — это золотой запас пасеки. Эти корпуса я сразу загрузил в прицеп, прикрыв холстинами, чтобы на сушь не летели пчелы.

Когда закончил – ударили по рукам, я рассчитался, договорились, что встретимся здесь в 17 часов – будем готовить ульи к перевозке, а с наступлением сумерек, когда все пчелы вернутся в семьи – повезу их на свою пасеку.

Пока было свободное время – смотался я к себе в деревню, разгрузил сушь, осмотрел еще раз свои места для ульев, подготовленные с осени. Некоторые мне не понравились —  слишком открыты, на солнцепеке, а у нас уже сейчас жара бывает выше 30 градусов. Пришлось забить новые колья в местах, где есть тень от забора, под деревьями. Плюс скрепил колья между собой для большей надежности.

Ульи все-таки тяжелые, если 4 корпуса будет стоять, да все с медом – могут «ноги» и разъехаться.

Еще решил провести эксперимент: на половину подставок пришлепал степлером куски полиэтилена, чтобы его края свисали по сторонам. Читал, что это – непреодолимая преграда для муравьев. Посмотрим.

За этими занятиями время быстро пролетело. Уже и полпятого – прицепил прицеп, прыгнул в машину и помчался за своими пчелами.

Васильевич уже на месте. Сели на пасеке, достал он пасечный журнал и стал читать, какие в ульях матки, сколько семьи дали меда в прошлом году. Я делал себе пометки, сидя на ящике для рамок, второй ящик был у меня столом.

Потом заведу себе журнал, перенесу пометки в него. Сидим, беседуем, наблюдаем. Солнце все ниже. Пчелы летают все меньше. 

Пора, пошли готовиться к перевозке. Нам нужно еще трехкорпусные ульи сделать двухкорпусными, потому, что попробовали их поднять, и поняли – не потянем такую ношу. Решили из третьего корпуса переселить пчел в два нижних.

Можно сделать это просто стряхнув пчел на рамки нижних корпусов. Но у Васильевича на ульях нет таких подкрышников, какие делал я. У него вместо подкрышников потолочины из досок с зарешеченными прорезями для вентиляции.

А если бы был подкрышник – в него можно как в колодец стряхивать пчел, не опасаясь, что они рассыплются мимо улья.

Сделали так: поставили перед летком два ящика, постелили на них полотно. Дед открыл улей, брал по одной рамочке, стряхивал пчел на полотно, а рамки я ставил в переносные ящики.

Работал без перчаток, ни одна не ужалила. Смотрели, нет ли на рамках матки, с ней нужно обращаться аккуратно. Струсили всех пчел, сняли третий корпус и вернули в него пустые рамки в том порядке, как они были в улье. На улей надели потолочину. Чтобы пчелы быстрее зашли в улей, слегка подогнали их дымом.

Когда закончили переселение во втором улье, уже начало смеркаться. На каждом улье у деда скрепы-защелки для скрепления всех элементов улья между собой. И на каждом корпусе — ручки для переноса.

Где нет скрепов – соединили пластинами с шурупами.

Надписи расшифровываются так: посуда 13, второй корпус. Детали ульев не взаимозаменяемы, поэтому дедуля их подписывает. Это не есть хорошо, я буду делать так, чтобы любая деталь подходила к любому улью – это гораздо удобнее и проще.

Далее – закрыли летки. Круглые – дисковыми летковыми заградителями, в положении для вентиляции – с мелкими отверстиями. Зафиксировали шурупами.

Нижние летки – металлическими пластинчатыми заградителями, тоже чтобы была вентиляция. Вот такими.

Крыши поснимали, оставив на ульях потолочины с решетками для вентиляции. И тут-таки одна пчелка залезла мне под штанину и ужалила через носок. Один укус за день – нормально, привыкай…

Загрузили на прицеп четыре улья – больше не входит. В первую очередь те, что были в трех корпусах. Между ульями вложили подушки – чтобы не бились друг о друга, и вообще было как можно меньше стука и вибрации. Я все хорошо увязал веревками.

На дворе уже темень, работали при фонарях. Договорились, что за остальными приеду завтра, в 5 утра. Потихоньку тронулся в путь, медленно, избегая тряски. Дорога разбитая, вся в ямах, перевозка заняла минут 15.

До моей пасеки получилось ровно 5 км – слететь (вернуться домой) не должны.

Встречал меня отец.

Разгрузились, расставили ульи на новых местах, на сокращенные ульи сразу же поставили третьи корпуса. Держать пчел в двух, словно узников в переполненной камере, было жалко, им там, бедным, дышать нечем было… Закончили в полночь…

Подъем в 4 утра. Открыл летки ульев. Пчелы уже немного успокоились. Поехал, забрал вторую партию. Часов в 6 уже вся пасека была на новом месте. Вот 4 улика стоят. И кстати, за ними уже новый забор…

Вот еще два синеньких, желтые – отцовские.

И еще два слева от места, откуда я фотографирую. И это – мои пчелы! Приятные ощущения…

Открыл у привезенных уликов летки, растревоженные дорогой пчелы стали сразу же вылетать в поисках обидчика… И я поспешил смыться.

Пусть успокоятся, а сам пойду, поброжу с камерой. Вовсю цветут яблони.

На виноградной лозе свисают бусинки утренней росы.

Мама поливает клубнику, и брызги искрятся в лучах восходящего солнца.

Ноги мокрые, джинсы грязные, а мне хорошо!

Вот так закончилась моя перевозка пчел, следующие три дня тоже были веселые, я осматривал семьи, готовился к формированию отводков, но об этом в другой раз, может быть завтра…

Всего хорошего!

PSС работы я уволился, и правильно сделал – не успевал бы мотаться туда-сюда…

Чтобы получать новые статьи блога на свой e-mail, оформите подписку.

На главную страницу

Буду благодарен, если поделитесь статьей в социальных сетях: ← И даже мертвые они полезны…Мой первый осмотр ульев с пчелами →

Источник: http://moipchelki.ru/sezon-2013/perevozka-pchel.html

Перевозка пчёл

Во время перевозки мы нарушаем привычные для пчел условия жизни — улей подвергается сотрясениям, а пчелы лишаются возможности вылетать из него.

В точение длительного периода эволюционного развития с такими условиями они никогда в природе не встречались.

Поэтому во время перевозки пчелы сильно возбуждаются, гудят, ищут любые щели, чтобы вылезти из улья с яростным намерением жалить и отогнать врага, причинившего им беспокойство.

Долгое время пчеловоды возили пчел, не считаясь с их состоянием. Однако недавние исследования показали, что можно перевозить семьи и в более спокойном состоянии, если поглубже изучить реакцию их на те особые условия, а которые их ставит пчеловод.

Под влиянием сотрясения, как и всякого другого беспокойства, в гнезде семьи быстро повышается температура. Вместо нормальной 34—35°С она достигает 37°С и даже 38°С. Снизить температуру усилением вентиляции пчелы не могут, так как их возбуждение чрезмерно велико.

В таких условиях они могут отреагировать на ее повышение только выкучиванием из гнезда, как это они делают а ульях, стоящих на солнцепеке во время сильной жары. Пчелы наполняют зобики медом, выходят из улья и прививаются гроздью вне гнезда.

Они сидят неподвижно, собравшись в свободном пространства) под дном или на зетененной стенке улья.

Эту особенность и надо использовать, чтобы перевозить пчел в сравнительно спокойном состоянии, то есть им надо дать возможность покинуть гнездо, тогда семья успокоится.

Для этого а закрытом улье необходимо над рамками создавать свободное от сотов пространство, в котором пчелы, покинувшие гнездо, собираются в неподвижные грозди. В гнезде после этого температура постепенно снижается до нормальной.

Вели в это время где-либо в улье открыть щель, то через нее выйдут несколько спокойных пчел, которые станут «обследовать» окружающее место.

В современных типовых ульях предусмотрено свободное пространство, необходимое в улье на время перевозки (рис.). Это пространство над рамками образуется подкрышником и бортами крыши, причем в передней и задней стенках крыши имеются вентиляционные отверстия. В таких ульях пород перевозкой необходимо только вынуть из улья потолок (холстик) и подушку.

В ульях старых конструкций, где свободное пространство над рамками не предусмотрено, можно ставить пустые магазины или плотно надевающиеся крыши с бортами, обеспечивающими свободное пространство над рамками (15 см).

С состоянием пчел во время перевозки тесно связана и вентиляция улья. Возбужденные пчелы потребляют очень много кислорода, и это вынуждает пчеловодов помещать на гнезда «кочевые сетки», закрывающие сверху почти всю площадь улья.

Если же пчёл перевозить в относительно спокойном состоянии, то, отреагировав на повышение температуры, семья успокаивается и в особо сильной вентиляции тогда не нуждается. При открытом сверху гнезде достаточно иметь вентиляционные окна, закрытые проволочными сетками в передней и задней стенках крыши. Во время хода автомашины всегда ощущается движение воздуха.

Им-то и следует воспользоваться для усиления вентиляции. Надо, чтобы обдувались не только ульи крайних рядов, но и ульи, расположенные в середине кузова. Для этого их следует поставить не плотно один к другому, а так, чтобы между рядами оставались сквозные щели около 10 см ширины для протока воздуха.

При этом у переднего борта автомашины должен быть оставлен свободный проход для встречного воздуха.

Для устройства вентиляционной щели берут два бревна толщиной около 10 см и длиной, равной длине кузова автомашины.

Чтобы ульи не сдвинулись и не закрыли щель, бревна скрепляют двумя поперечными досками и устанавливают между рядами так, чтобы одно находилось на уровне середины нижнего ряда, а другое — верхнего.

Образовавшаяся щель позволяет надежно увязывать ульи веревками и создает хорошую вентиляцию.

Опыты показали, что если подготовить ульи с пустым пространством сверху рамок и в кузове автомашины оставить продольные щели для воздуха, то пчел можно свободно перевозить в любое время, в том числе и днем, без какого-либо вреда для пчел и их расплода. Перевозка же пчел в дневное (светлое) время суток заметно облегчает работу пчеловода и шофера.

Свободное пространство должно быть обязательно сверху над рамками. Это правило станет понятным, если вспомнить, что потревоженные пчелы всегда собираются вверху (например, в роевне, ящике), и это движение совпадает с направлением их выхода (выпучивания) при перегреве гнезда.

В Институте пчеловодства проводили также опыт перевозки пчел с открытыми летками. Во избежание потерь ульи на автомашине накрывали большой нейлоновой сеткой.

Такая перевозка возможна с соблюдением некоторых предосторожностей: в леток дают несколько клубов дыма и улей несут к автомашине, мотор которой уже должен работать до прибытия на место и выгрузки последнего улья.

Через открытые летки во время движения выходит немного пчел, но они тут же собираются в группки на ульях и едут к новому месту стоянки.

В современных типовых ульях подготовка пчел к перевозке не отнимет много времени. Рамки в них имеют утолщенные боковые разделители, благодаря которым в корпусе с полным комплектом рамок соты стоят неподвижно и не могут раскачиваться. Такой улей с полным комплектом сотов всегда готов к перевозке без каких-либо подготовительных работ.

https://www.youtube.com/watch?v=yUItRw-syvE

В ульях старых конструкций, где нет разделителей, рамки необходимо специально закреплять, вставляя в каждую улочку по краям две планки шириной и толщиной 10—12 мм и длиной на 1/3 высоты рамок (съемные разделители). В один конец планки вбивают гвоздики, на которых она висит и не проваливается в улочку.

При перевозке пчел на медосбор нет смысла оставлять тяжеловесные медовые соты. Их отбирают, а взамен ставят рамки с пустыми сотами. В надставочных ульях надо скрепить дно с корпусом, магазинами и крышей в одно целое. Наиболее удобно это делать с помощью широкой прорезинненой ленты, которой обхватывают с боков весь улей.

Концы лент скрепляют и затем натягивают.

Лучше всего перевозить пчел рано утром. В конце дня ульи готовят к перевозке (вынимают потолок и подушки), а рано утром наглухо закрывают летки, грузят на автомашину и везут.

Летки следует закрыть так, чтобы свет не мог проникнуть, в противном случае пчелы будут собираться и возбужденно толпиться около него. На новом месте ульи расставляют на выбранной площадке в прохладное время летками на юг или юго-восток, в жаркое время — на север.

Как только их расставят, открывают летки, предоставляя пчелам возможность облететься. К вечеру в них возвращают потолочины и подушки.

О запаривании пчел при перевозке. Во время перевозки в жаркую погоду пчелы могут погибнуть вследствие запаривания: они становятся мокрыми (откуда и произошло название этого явления), падают на дно улья и погибают.

Семья может полностью погибнуть за два-три часа.

Запаривание может произойти не только во время перевозки, но и на пасеке, если в жаркую погоду во время медосбора случайно остался закрытым леток, и пчелы оказались лишенными возможности вылетать из улья.

Запаривание пчел тесно связано с густотой корма, которым они питаются. При перевозке семей во время отсутствия медосбора, когда пчелы питаются густым медом, нет опасности их запаривания. Во время перевозки при интенсивном медосборе, когда в ульях много жидкого нектара, опасность запаривания возрастает.

Использование источников медосбора. Семьи пчел перевозят с целью большего сбора меда и опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур.

Весной пасеку разбивают на маленькие группы, чтобы охватить большую территорию с медоносными растениями. Если позволяет кормовая база, пасека может здесь находиться весь сезон.

Обычно же пчел перевозят несколько раз для сбора меда с растений, цветущих в неодинаковое время и произрастающих на разных земельных угодьях.

Одноразовая перевозка применяется в тех случаях, когда медоносная растительность более или менее равномерно распределена по всей территории. Такие условия имеются, например, в местностях с большими площадями лугов, перелесков, пастбищ, в степи, в горах.

Использование нескольких источников нектара — обычный способ увеличения медосбора. Так, растения в низинах зацветают раньше, на возвышенностях позже и на южных склонах раньше, чем на северных. В этих случаях пасеки перевозят среди лета несколько раз.

Чтобы получить высокий медосбор, необходимо создать семьям все условия для интенсивной работы. Важнейшее значение имеет число семей, размещенных на одном месте (точке).

Если, например, в радиусе лёта пчел за день выделяется 200 кг нектара и его собирает 40 семей, то каждая сможет принести в улей по 5 кг. Но если в той же местности будет стоять 100 семей, то медосбор уменьшится до 2 кг на семью.

Поэтому крупные пасеки, следует размещать в нескольких местах, удаленных на 2-4 км одно от другого.

Изучение опыта передовых пчеловодов показало, что в местностях, где отсутствуют сильные медоносы, а те, что есть, распылены среди других растений (не медоносов) или имеются цветущие массивы слабых медоносов (сады, подсолнечник и др.

), следует ставить на одном месте не более 40 семей.

У массивов гречихи, эспарцета, клевера и других на одном точке следует держать не более 70 семей и только у массивов сильнейших медоносов — липы, кипрея, хлопчатника и других — не более 100.

Расставлять ульи с пчелами надо возможно ближе к цветущему массиву. Пчелы эффективно собирают нектар в радиусе 0,5—1 км. Опыты показали, что при полетах далее одного километра пчелы приносят в улей лишь половину взятого нектара.

Полет за два километра уменьшает принос его на 60%, а за три — на 70%. Следовательно, приближение пчел к источнику нектара значительно повышает эффективность их лётной работы.

Правильное размещение пасеки в зависимости от имеющейся медоносной базы — первейшее условие получения высокого медосбора.

Профессор Г.Ф.Таранов

Источник: https://www.ya-fermer.ru/perevozka-pchel

Ссылка на основную публикацию